Рядом с деревней Смолка и дачным посёлком Смолка Ивангород Ивангородское Окологородье

Книга
«Часовни Нарвы и Ивангорода»

Рядом с деревней Смолка и дачным посёлком Смолка

 

Часовня Смолка

(часовня святой великомученицы Параскевы на Смолке [7])

 

Упоминается в описи часовен 1802 года:

   «… в ведомстве моём имеются две деревянныя часовни, одна на Смолке в 7-ми верстах от города, а другая на Юволе (возможно – Юала) при кладбище в 1-й версте от города. 1-я выстроена и находилась под надзором здешняго купца Федора Мухина, а 2-я из Пошехонии крестьянином здесь жившим и под надзором имелась Ювольских крестьян.» [1]

Судя по карте 1860 года (см. ниже), часовня была сооружена у подножия холма на пересечении дорог.

 

Обозначена на картах: 1806, 1860, 1915 гг.:

 Увеличенный фрагмент карты 1860 года

 

Это же место на карте Нарвского рейда 1806 года (см. ниже – отмечено красным кругом). Сама карта полностью представлена в Приложении в конце книги.

 

На карте Нарвского рейда – 1806 год.

 

 

Фрагмент карты 1860 года

 

На карте 1860 года видно, что деревня Смолка была на левой стороне реки Нарова (на карте 1905 года её стали уже обозначать как – Дер. Риги). Позже 1860 года дома появились и на правой стороне реки - там появился дачный посёлок Смолка (он показан на карте 1933 года [3] (см. ниже)). Сама деревня Смолка существовала до 1944 года и была названа так от того, что здесь делали древесный уголь для кузниц и добывали смолу из хвойных деревьев (смола добывалась в помещениях для смолокурения - смолокурнях, которые действовали до 1928 г. [4, стр. 341]). «Деревня находилась в 3-х км от деревни Венкуль» [2] (в данном источнике речь идёт о дачном посёлке Смолка на правой стороне реки Нарова, который с 1920 года стали также обозначать как  – Torvala (см. ниже на карте 1920 года)).

Заповедные леса в районе Смолки на протяжении веков были охотничьими угодьями царской фамилии, а в начале ХХ-го столетия здесь (на правой стороне реки [4]) стали появляться дачи нарвских купцов и других зажиточных людей. [4, стр. 107] В конце 1960-х годов здесь появились коллективные сады «Энергетик». [8]

 

 

Фрагмент карты 1920 года

 

 

Фрагмент карты 1933 года [3]

 

О Смолке из воспоминаний очевидца того времени:

   «Останавливаемся возле небольшой левобережной деревни Риги (деревня Смолка - по карте 1860 года (см. выше)). Высадив несколько пассажиров, пересекаем реку, держа направление к противоположному, высокому песчаному берегу. Стройные сосны растут по самому обрыву. Впечатление такое, что они вот-вот обрушатся вниз. Пристань Смолка. Несколько домов на берегу. Дачная местность укрылась в лесу, её не разглядеть, к ней ведёт лесная дорога. Дачники любят Смолку за полный покой. В осеннюю пору сюда часто наезжают нарвитяне за лесными дарами. Грибники корзинами увозят боровики, подосиновики и грибы для засолки.». [5]

 

Упоминание в литературе:

1.  «20 июня из Иоанно-Предтеченского общества трезвости при Нарвской Суконной мануфактуре с пароходом прибудет на Смолку крестный ход, который с пристани «Смолка» направится в часовню на берегу реки Наровы.    «Нарвская газета», 1910, № 19 (16 июня).» [6]

2.  «Одной из первых инициатив Общества (Иоанно-Предтеченское общество трез­вости при Нарвской Суконной мануфактуре) стал Крестный ход от Свято-Троицкой церкви к часовне святой великомученицы Параскевы на Смолке. «Здесь,— читаем в начале июля 1898 г.,— священником Нарвского Преображенского собора А. М. Азиатским..., отслужен был молебен, после которого о. Азиатский сказал присутствующим назидательное слово против пьянства. Всем участникам Крестного хода (около 400 человек) были розданы брошюры о вреде пьянства, а затем был предложен от Общества чай. Обратно в Нарву Крестный ход прибыл в 9 часов вечера». То же повторяется ежегодно в июне-июле при самом активном участии прихожан Свято-Троицкой церкви, а вскоре и молодых членов нарвского отделения Русского Студенческого Христианского Движения (РСХД).» [7]

 

 Источники:

  1. «Материалы для истории деревенских святынь. Описи часовен Санкт-Петербургской епархии 1808-1816 гг.» / Сост. Подг. Текстов и вступ. Ст. Е. В. Платонова, СПб, ИЦ «Гуманитарная Академия», 2014 г., ISBN 978-5-93762-091-0, (стр. 152)
  2. «Исчезнувшие деревни Кингисеппского района (по материалам сельских библиотекарей), Кингисепп, 2008 г., Составитель: Прокопова Л. Д. / глава: «Смолка» - Cтатья о деревне Смолка - Пилли В. А. (библиотекарь Куземкинской сельской библиотеки), (стр. 21)
  3. Карта 1933 года - Карта РККА – P-35-V - Ленинградская обл., СССР и Эстония
  4. Б. К. Емельянов (Йыги), «Пласты истории села Венкуль, сиречь Наровского, с незапамятных времён по настоящее время», СП, 2011 г., изд. Реноме, ISBN 978-5-91918-074-6
  5. С. В. Рацевич, «Глазами журналиста и актера: Из виденного и пережитого», Нарва, 2005 г.
  6. Г. А. Попов, «Государево село Венкуль во времени и пространстве», Санкт-Петербург [и др.], Реноме, 2015 г., ISBN 978-5-91918-543-7, (стр. 299)
  7. Андрей Иванен, «Ивангородская Свято-Троицкая церковь барона Александра Штиглица. Исторический очерк», изд. Коло, 2014 год
  8. Г. А. Попов, «Государево село Венкуль во времени и пространстве», Ивангород - Нарва - Санкт-Петербург, Реноме, 2015 г., ISBN 978-5-91918-543-7, (стр. 294)

 

Все разделы