Пюхтицкая часовня - в 1800 году (до 1818 г.) Нарва

Книга
«Часовни Нарвы и Ивангорода»

Пюхтицкая часовня - в 1800 году (до 1818 г.)

 

Пюхтицкая часовня – Успенская

(до 1818 г. была приписана к Нарвскому Преображенскому собору)

 

Часовня - «деревянная, твёрдая, 6-ти уголная в длину 5-ть сажен, в ширину 4-сажени». [1, стр. 149] После постройки каменной церкви в селе Сыренце (ныне Васкнарва) Эстляндской губернии часовню приписали к этой церкви.

Интересно, что впоследствии каждый год в Нарву привозили Пюхтицкую чудотворную икону Успения Божией Матери. Это было одним из самых важных событий в церковной жизни тех лет. [5] До 1818 года икона, для сохранности, находилась в соборе города Нарвы, куда её перенесли из этой часовни, а в 1818 году её поместили в новую церковь села Сыренец в двадцати пяти верстах от Пюхтицы.

 

Упоминание в литературе:

  1. «Споры, касающиеся часовенных сборов, не менее широко были распространенны и в сельской местности. Так, в 1802 г. протоиерей Нарвского Преображенского собора прислал митрополиту Амвросию донесение, в котором содержалась жалоба на старосту приписанной к собору Пюхтицкой часовни, поставленной на месте явления чудотворной иконы Богородицы. Староста часовни Абрам Федотов удерживал у себя немалую сумму (до двухсот рублей), которую следовало отдавать в собор. Старосту спасло то, что эти средства были израсходованы на постройку каменной церкви в селе Сыренце, к которой впоследствии была приписана и Пюхтицкая часовня. Недостачу с него было решено не взыскивать.» [1, стр. 31] [2]

2. «Рядом с поднявшимся почти на 30 метров исполином-дубом мы, несомненно, заметим небольшую часовню. Так вот - у неё внутри находится та часовенка второй  половины XVI века (с тех пор, впрочем, дважды перестроенная), которую соорудили православные русские крестьяне Пюхтицкого края и в которой они поставили Явленный Образ Успения Божией  матери. С той поры часовня с чудесной иконой на Святой Горе становится  местом особенного народного поклонения, а день 15 (28) августа - день Успения Богоматери - торжественным народным праздником.» [7]

 

Дальнейшая судьба этой часовни описана в буклете, изданном к 100-летию Пюхтицкого Успенского женского монастыря:

   «Ветшавшую с годами часовню перестраивали. Первый раз было это сделано в 1842 году на средства, пожертвованные везенбергским купцом Нестеровым  (он же, кстати, украсил Явленную икону серебряной вызолоченной ризой),  затем тридцать с небольшим лет спустя потрудились сыренецкие крестьяне  Андрей Абрамов и Андрей Томасов. Томасов положил основание новой  часовне, строительство которой окончено было 25 августа 1876 года и которая [согласно Указу Святейшего Синода [8]] стала вскоре Успенской приходской церковью. [Эта была (с января 1886 года) первая Пюхтицкая Успенская деревянная церковь на Богородицкой горе, с самостоятельным причтом и своим приходом. [8]] Мы и сейчас видим её на кладбище, неподалеку от замечательного дуба в окружении могил  священнослужителей и насельниц монастыря. Когда была основана обитель и на втором уступе Святой Горы появился Успенский монастырь, эта церковь  в 1896 году была освящена в память святителя Николая и преподобного  Арсения Великого. Если мы войдём внутрь, то увидим двухъярусный  иконостас, перенесённый сюда из старой Сыренецкой церкви, сквозные  Царские Врата и выполненные местными живописцами иконы - иными словами,  увидим скромное убранство сельского храма, многие годы с любовью принимавшего под свой кров чудесный образ Успения Божией Матери.» [7]

Сейчас  в Пюхтицах рядом с тем самым дубом стоит маленькая часовенка, поставленная на месте первоначальной.

 

Историческая справка:

  1. «В 1710 году Ингерманландскую губернию велено писать Петербургскою; в ней к Санкт-Петербургу были приписаны 29 городов, в том числе и Нарва; Ямбург же и Копорье отданы во владение светлейшему князю Меньшикову. В 1719 году Санкт-петербургская губерния была разделена на 11 провинций; к Санкт-петербургской провинции приписан Ямбург с уездом; Нарва с Иван-Городом, к которой был приписан Сыренский уезд и г. Дерпт с уездом, составили особую провинцию. В 1780 г. при общем разделении на губернии и уезды образованы были уезды Ямбургский и Нарвский. Наконец в 1802 году составлен один Ямбургский уезд.» [3]
  2. «начиная с XVI в., на Северо-Востоке Эстонии, на холме Куремяэ существовала часовня Успения Пресвятой Богородицы. Строительство часовни было связано с чудом явления Богоматери и чудесного обретения иконы Успения местными крестьянами. В многочисленных лютеранских источниках утверждается, что в Шведское время каждый год в праздник Успения по юлианскому календарю у часовни проходили многолюдные собрания (Plaat, Maasik 2011: 35). В шведских источниках последнее упоминание такого богослужения относится к 1699 г. Сведения о том, в каком состоянии находилась часовня во время Северной войны, отсутствуют. Следующее упоминание часовни в документах относится уже к 1738 г. (там же).» [4, стр. 185]
  3. Пюхтицкий Успенский монастырь, общежительный, в Везенбергском уезде, Эстляндской губернии, в 25 верстах от железнодорожной станции Иевве, в местности известной у местных православных жителей под именем «Богородицкой горы», а у эстов под именем «Пюхтица» (Святое место). Здесь, как гласит предание, 200 лет тому назад явилась чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы. На месте явления её, у подошвы Богородицкой горы, находилась небольшая деревянная часовня, построенная в XVIII веке, и в ней хранилась обретённая Пюхтицкая икона, а вблизи протекал живописный источник. В 1818 году часовня была приписана к церкви села Сыренца (в 25 верстах от Пюхтицы), куда перенесена была и святая икона. В 1885 году часовня обращена была в храм (см. ниже на фото), при котором в 1891 году положено было начало женской общине. В 1892 году община возведена была в монастырь (по мысли и заботе бывшего тогда Эстляндским губернатором князя С. В. Шаховского). В новый соборный храм, освященный в 1892 году, возвращена была из Сыренецкого храма и чудотворная икона Успения Божией Матери. 

  
Дуб, возле которого была обретена икона Успения Божией Матери и первая деревянная Успенская церковь, которую, после постройки каменной церкви, стали называть: «малой» [8] церковью. (фото из брошюры [7]).

 

Источники:

  1. Материалы для истории деревенских святынь. Описи часовен Санкт-Петербургской епархии 1808-1816 гг. / Сост. Подг. Текстов и вступ. Ст. Е. В. Платонова, СПб, ИЦ «Гуманитарная Академия», 2014 г., ISBN 978-5-93762-091-0
  2. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 4. Д. 1089: «По доношению Нарвского Преображенского собора протоиерея Кирилла Васильева об отобрании состоящей при дер. Пюхтицах часовни деревни Рощицы от старосты Абрама Федотова собираемой суммы. 9.09.1802 -12.08.1803.»
  3. Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск 10, Часть 2, СПб, 1885 г., (стр. 291)
  4. Мария Сморжевских-Смирнова, «Ингерманландия, Эстляндия и Лифляндия в церковном панегирике Петровской эпохи», Таллин, 2013 г.
  5. Иванен А., «Сто лет Нарвскому Воскресенскому собору», СПб, изд.: Журнал «Нева», 1996 г., ISBN 5-87516-067-5, (стр. 86)
  6. «Пюхтицкий Успенский женский монастырь», М., Изд. «Новости», 1991 г., ISBN 5-7020-0405-1
  7. «Пюхтицкий Успенский женский монастырь», М., Изд. «Старт», 1991 г.
  8. Газета: «Мир Православия», №5 (230) май 2017. - http://www.baltwillinfo.com/2017/mp05-17/06.html

 

 

Все разделы